Конституционная мифология

Миллионы людей бесцельно шатаются по улицам мегаполисов. Они растеряны. Не знают, что им делать. Встречаются истеричные личности, которые рыдают, прижимая к впалой груди распечатку Конституции в редакции 2006 года. Как теперь жить дальше? Как преодолеть хаос, который охватил все сферы жизнедеятельности общества? Метро не ходит, поскольку появились обоснованные сомнения в легитимности вагонов. Расписание движения поездов, выпущенное после конституционной реформы, уже не действует. Повышенным спросом пользуются спиртные напитки, выпущенные до 1996 года.

Полный бред, не правда ли? Решение Конституционного суда об отмене политреформы сильно затронуло лишь умы отдельных индивидуумов. Будем объективными: 90% населения страны не знакомо как с Конституцией в редакции 1996 года, так и с ее постреформенным вариантом. О чем, собственно говоря, спорить? Об ущемлении прав и свобод граждан? Занятие бессмысленное, поскольку в реальности мы уповаем не на абстрактные нормы, а лишь на свои силы и возможности. В тонкостях, связанных с процедурой утверждения состава правительства, формированием коалиции в Раде, порядком досрочного прекращения полномочий парламента, разбирается крайне ограниченное количество специалистов. Вывод: народных волнений не будет. Вывести людей на улицы под лозунгом защиты политической реформы 2004 года можно. Но только за деньги. И эффекта, естественно, никакого не будет. Давайте разберем мифы, которые активно продуцирует оппозиция в связи с решением КС от 1 октября.

Миф первый:
в Украине наступил правовой хаос. Нормативные акты не действуют. Более того, любой закон, принятый после января 2006 года (дата вступления в силу политреформы), можно опротестовать в суде. Да, возникли определенные нюансы. Но пусть об этом болит голова у юристов. Им за это деньги платят. Можно подумать, у нас в стране веками действует правовое государство. Все живут в строгом соответствии с нормами Основного закона. Буквально шагу не могут ступить, чтобы не заглянуть в Конституцию: а законно ли это? Может быть, я нечаянно ущемлю (дверью) чьи-то неотъемлемые права?

На самом же деле Основной закон является виртуальной игрой политической элиты. Ну такие у них развлечения. Постоянно делят полномочия между парламентом и президентом. В этом отношении возвращение старой редакции Конституции окажет непосредственное влияние на деятельность центральных институтов власти. Однако волноваться не стоит. Федорович по-прежнему является гарантом, поэтому никакого беспредела не будет. Вот если бы Виктору Андреевичу удалось похерить политреформу, тогда бы началась настоящая мясорубка. Одни «оранжевые» мочили бы других. Да так, что аж пыль летела бы. Ничего подобного сегодня не произойдет. Можно кричать о «перевороте», «новом ГКЧП» и даже наступлении «хунты». А толку? Правила игры установлены. И другого выхода, кроме как играть по ним, просто нет. Вот чего-чего, а хаоса точно не будет. Да, пока оппозиция не умеет ходить строем. Но все еще впереди.

Миф второй: деятельность центральных органов власти нелегитимна. «Бютовский» юрист Сергей Власенко заявил, что после октябрьского решения КС необходимо немедленно переизбрать Верховную Раду и президента. Обоснование следующее: народ выбирал депутатов и главу государства под совсем другие полномочия. Кстати, вот видео, где Власенко зачотно получает в табло от двух неизвестных, которые решили вступиться за честь его бывшей жены (Наталия Окунская).

Знаете, меньше всего людей волновало, под какие именно полномочия избирали Федоровича. Мотив был один: «оранжевые» уже круто задрали всех. Надо менять власть. Теперь вспомните, как досрочно переизбирали парламент в 2007 году. Виктор Ющенко семь раз подряд распускал Раду, положив с прибором на Конституцию нового образца, и таки распустил. Кого-то волновало, что выборы были проведены с явным нарушением норм Основного закона? В Конституции просто нет пункта, который давал бы главе государства право досрочно прекращать полномочия парламента сначала «в связи с политической коррупцией», а затем из-за снижения численности депутатского корпуса до менее чем 300 депутатов. Выборы – это политическое шоу. Полномочия – вопрос третий и даже четвертый. Главное, чтобы человек выполнял взятые на себя обязательства. Тезис о нелегитимности лишен смысла. Все признали результаты президентских выборов 2010 года. Даже БЮТ. Никаких вопросов относительно легитимности результатов неконституционных парламентских выборов 2007 года не возникло. Разговоры о перезапуске системы власти имели бы смысл, если бы КС вынес вердикт с другой формулировкой. Например, отказался трактовать конституционность политреформы и предложил бы Раде исправить допущенные нарушения. В таком случае возникает необходимость обращаться к народу. Однако решение суда однозначно и, как известно, обжалованию не подлежит.

Миф третий:
Европейский Союз, США, все прогрессивное человечество в единодушном порыве осудят отмену политреформы. Ага… Счас! Прав был экс-президент Александр Квасьневский, который во время своего выступления на семейном евросаммите Пинчука подчеркнул: «Никто в Европе не будет реагировать на решение суда. Его (решение) надо выполнять и уважать». Евродемократы действительно не могут комментировать судебные вердикты. Вот если бы политреформа была отменена указом президента или Радой, тогда да. Поднялся бы вой. А посягать на краеугольный камень демократии – независимость судебной системы – никто не рискнет. Нет, гадить, конечно же, будут. Но втихую. Типа демократия их волнует, свобода слова и так далее. Это как раз тот случай, когда традиционная европейская практика двойных стандартов наступила на собственные грабли. И поорать хочется, однако Заратустра не велит. Чего вам надо? Вот 18 конституционных судей. Все, как один, приняли решение. Да, кое у кого есть особое мнение. Ну так извините: у нас демократия. Не хрен собачий! Мнение Виктора Шишкина все, конечно, глубоко уважают. Он может делать с ним все, что угодно. Однако вердикт вынесен. Конец.

Миф четвертый: окружение Виктора Януковича подставило его с отменой политреформы. Некоторые интеллектуальные ибланы умеренной оппозиционности начинают рассуждать примерно следующим образом: «У президента и так есть все необходимые полномочия. Правительство его. В Раде большинство выполнит все хотелки гаранта. Зачем было подставляться?». Да, Федоровичу действительно удалось консолидировать власть. Однако какой ценой?! Приходилось чуть ли не «вылизывать» новых членов коалиции, назначать на высокие должности людей со справкой идиота, терпеть капризы коммунистов, реализовывать затратные сценарии подстраховки. Это все равно, что забивать гвоздь электронным микроскопом. Гвоздь-то будет забит. По самую шляпку. Однако в такие деньги попадаешь, что просто страшно становится. Спрашивается: зачем?

Консолидация власти состоялась на основе крайне затратной и, что самое главное, неэффективной технологии. Надо было развалить фракции БЮТ и НУНС. Одно общение с этими уникально одаренными личностями может подорвать психическое здоровье. Без вариантов. И ради чего? Чтобы тебе потом коммунисты козью морду исподтишка показывали? Левых приходилось пугать группой Давида Жвании. Дескать, не прекратите безобразить – заменим вас, и все дела. А тут еще Литвин со своей особой позицией. Столько усилий уходит в воздух. Ради поддержания работоспособности коалиции. Есть ли перспектива у подобной системы? Нет. Трястись над парламентским большинством, бросаться выполнять сломя голову разнообразные «хотелки» партнеров по коалиции – это, согласитесь, чересчур. Модель 1996 года более всего подходит современным политическим реалиям. Коалиция теперь и на фиг никому не нужна. Прямо гора с плеч. Это здорово все упрощает. Бессмысленные игры в объединения, сопровождаемые многомесячными переговорами и дележом постов, отходят в прошлое. Опыт свидетельствует, что коалиционная система себя не оправдала. «Оранжевые» создавали такие извращенные объединительные конструкты, что они буквально на голову не налазили. Вспомните хотя бы «мертвую» коалицию премьера Юлии Тимошенко. Да в ней даже 226 депутатов не было! Однако формально она существовала. Но ни одного решения, в том числе и кадрового, принять не могла. Парадокс? Безусловно!

Теперь Рада больше не нуждается в существовании формализованного коалиционного большинства. Будет просто большинство. Начнется вторая волна структуризации парламента. По самым предварительным прикидкам, численность фракций удвоится. После реанимации старого Регламента работы ВР достаточно собрать 14 друзей, чтобы зарегистрировать новую фракционную группировку. На базе только одного БЮТа может быть создано три фракции. Естественно, пропрезидентское большинство продолжит свое существование. Однако оно будет появляться ситуативно. Резкое «обрыхление» структуры Рады сделает работу парламента интереснее. Зрелищнее, что ли.

Миф пятый: президент Виктор Янукович стал Леонидом Кучмой. В Украину вернулся тоталитаризм и авторитаризм. И все это произошло из-за отмены конституционной реформы. На самом деле, степень демократии не зависит от Конституции. Это качество политического режима. В Основном законе могут быть прописаны самые европейские нормы. Ну и что? Кто-то их будет выполнять?

Кроме того, конституционный процесс продолжается. Другими словами, это еще далеко не конец. В ближайшем будущем будет сформирован некий конституционный конвент (или Национальное собрание), который займется подготовкой нового варианта Основного закона. Не нравится редакция 1996 года? Вперед, дерзайте! Вы, сука, талантливы. Будет проведена целая серия референдумов. Не без этого. Надо же у народа спросить, что он думает насчет формы правления и внеблокового статуса. Да и тема федерализма актуальна как никогда. Опять же, государственный статус русского языка. На самом деле, все только начинается.

Вдумчивый читатель может спросить: а что оппозиция? Как она будет действовать? А мы ответим: оппозиция в Украине есть. В том числе и в виде Тимошенко. Это, конечно, большая недоработка, но пока приходится с этим безобразием мириться. Процесс посадки «оранжевых» деятелей не должен излишне шокировать впечатлительное европейское сообщество. Более того, у оппозиции есть прекрасный шанс заниматься своим любимым делом: объединяться перед угрозой утраты суверенитета страны. Они уже объединялись перед лицом Харьковских соглашений. Создали комитет защиты Украины. Теперь вот будут объединяться для противодействия «антиконституционному перевороту». Закончится все вполне предсказуемо: национал-патриоты круто поссорятся между собой, поскольку не смогут выяснить, кто из них самый главный оппозиционер. Объединение двух Рухов закончилось почти полным исчезновением обеих организаций. Очередное объединение оппозиции закончится примерно так же. До 2012 года мало кто доживет. Так, рудиментарные остатки БЮТ. Не более того. Зато сколько поводов для дискуссий! Президент Виктор Янукович присягал на Конституции образца 2006 года! Его клятва недействительна! Забавно. Кстати, кандидаты в депутаты местных советов от БЮТ тоже присягали на отмененной редакции Основного закона. Следовательно, их клятва тоже недействительна. Есть где развернуться схоластам и просто людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам