Льготы ЕС: посторонним вход воспрещен

С 23 апреля вступают в силу широко разрекламированные торговые льготы Евросоюза для Украины. По заверениям Еврокомиссии, отменяется 98% пошлин на ввозимые от нас товары, что дает бизнесу 500 млн. евро экономии на налогах в год. Но это в теории. На практике воспользоваться льготами смогут единицы. Чтобы получить доступ на рынок ЕС, украинским производителям необходимы не только международные сертификаты качества, но и лицензии на ввоз продукции. Но, даже имея все документы, нужно серьезно подсуетиться, чтобы пролезть в квоту. Так, только отечественному пищепрому, который, как считалось, больше всех выигрывает от еврольгот, сертификация обойдется в 7 млрд. евро.
Щедрый подарок стратегических европейских партнеров был получен накануне обострения ситуации в Восточной Украине. Фактически он прилагался в качестве бонуса к политической части соглашения об ассоциации, которое было подписано 21 марта 2014 года во время саммита Украина–ЕС.

Причем Еврокомиссией это трактуется как временная мера, которая будет действовать до ноября, когда ЕС надеется подписать экономическую часть соглашения и запустить Зону свободной торговли (ЗСТ). Глава представительства ЕС в Украине Ян Томбинский на встрече с представителями украинского бизнеса некоторое время назад сказал, что ЗСТ будет функционировать по тем же принципам, по которым сейчас открывается для Украины европейский рынок. В этом свете льготный период можно рассматривать как пилотный проект перед стартом ЗСТ.

Европейцы хотят увидеть, сколько наших производителей сумеют просунуться в «щель гостеприимства» ЕС и вывести свои товары на их строго регламентированный рынок. Заодно у Брюсселя появляется возможность в оставшееся время правильно откорректировать тексты многочисленных приложений к соглашению об ассоциации. Так, чтобы ни одна «внеплановая» мышь отсюда не проскочила в Европу.

Вообще, если говорить о либерализации торговли Украины с Европой, можно сформулировать следующее правило: Европа убирает барьеры, но оставляет препятствия. С одной стороны, она как бы по-дружески стимулирует рост нашей экономики, с другой – жестко фиксирует и защищает свои интересы. С распростертыми объятиями на европейском рынке нас никто не ждет. Зачем им лишняя конкуренция?

Если говорить о либерализации торговли Украины с Европой, можно сформулировать следующее правило: Европа убирает барьеры, но оставляет препятствия. С одной стороны, она как бы по-дружески стимулирует рост нашей экономики, с другой – жестко фиксирует и защищает свои интересы

Именно поэтому на всем пути следования украинского товара к европейскому потребителю расставлены ловушки и капканы. Основные рассчитаны на украинских сельхозпроизводителей – единственную отрасль, которая в условиях нынешнего политического и экономического кошмара не снижает оборотов.

По словам европейского комиссара по вопросам торговли Карела де Гюхта, 83% украинских сельхозпродовольственных товаров теперь могут поставляться в ЕС без пошлин, еще 15% – с нулевой пошлиной, но с лимитом в объемах (квоты). Правда, как подчеркнул де Гюхт, воспользоваться щедростью ЕС смогут только те экспортеры, кто имеет международные сертификаты качества. «Если украинские товары создадут угрозу продовольственной безопасности ЕС, мы отменим свои уступки или пересмотрим их», – заявил господин де Гюхт.

Чтобы понять, какие бездонные сложности скрываются под формулой «продовольственная безопасность», нужно заглянуть в целый ряд еэсовских документов, регламентирующих санитарные и фитосанитарные нормы, вопросы гармонизации этих самых норм и стандартов, требования к качеству и безопасности продукции. И т. д. и т. п.

Сразу скажу, что у правительства, когда ему задают вопросы о том, как воспользоваться льготами, уже заготовлен ответ, прозвучавший на встрече премьер-министра Арсения Яценюка и министра экономического развития и торговли Павла Шереметы с представителями бизнеса. Ответ таков: Кабмин не собирается учить бизнес, как войти в «открытые двери ЕС». Этим должны заниматься профильные ассоциации. Не будет правительство вмешиваться и в процесс распределения квот на экспорт украинской продукции. «Не будет административного распределения квот, – сказал Яценюк. – Кто первым пришел на таможню, тот и поставляет продукцию».

Короче, позиция власти такая: мы тут организовали для вас, ребята, шикарные преференции. Будьте добры, этим воспользоваться. Как вы это сделаете – ваше дело. Свою работу мы считаем выполненной, ставим себе зачет и умываем руки.

Но на самом деле, это совершенно неправильно, ибо все тот же Карел де Гюхт заявил: любой товар должен соответствовать правилам ЕС во всем, включая маркировку, и правительство должно гарантировать, что товары других стран, замаскированные под украинские, не будут ввозиться в ЕС через Украину. Более того, именно Кабмин вообще и Минэкономики в частности должны проводить работу по переходу на европейские стандарты и технические регламенты.

Когда бизнес спросил, как это требование будет обеспечиваться и не собирается ли команда Яценюка продолжить кропотливую работу по переходу к европейской системе регламентов и стандартов, ему ответили, что, безусловно, собирается. Но в стране столько проблем, что регламенты подождут

Напомню, что по расчетам прежнего правительства этот процесс в целом стоит 165 млрд. евро и может занять свыше 10 лет. По сути, это великая технологическая революция, которую в нынешнем экономическом положении и политических условиях Украина осуществить не в состоянии. Тем более что 37% экспорта у нас было ориентировано на рынок СНГ и придерживалось других техрегламентов. Теперь эта часть промышленного производства или остановится, или начнет поиск других рынков сбыта. Им не до технологических революций. У остальных, может, и есть желание, но нет ни денег, ни понимания, куда двигаться.

У власти, похоже, такие же проблемы. Когда бизнес спросил, как это требование будет обеспечиваться и не собирается ли команда Яценюка продолжить кропотливую работу по переходу к европейской системе регламентов и стандартов, ему ответили, что, безусловно, собирается. Но в стране столько проблем, что регламенты подождут.

«А на что нам ориентироваться?», – спросил бизнес. На что ему посоветовали обратиться к нормам ВТО. И апеллировать к статье под названием «Эквивалентность». В ней оговаривается, что участники ВТО признают санитарные и фитосанитарные меры других участников, как эквивалентные, даже если их уровень различается. Условие этого: экспортер должен доказать импортеру безопасность своих товаров. Для этого по запросу страны-импортера экспортер должен предоставить «разумный доступ» для инспектирования мер обеспечения безопасности.

И вот тут и начинается самое интересное. Нормой, которой наши власти рекомендуют воспользоваться армии украинских экспортеров, на самом деле успешно защищается от нас Евросоюз. Трудно себе представить, чтобы мы поставили условие – инспектировать французские винодельческие поместья на предмет качества вина. Только мы по этому поводу заикнемся, как нам скажут: «цыц, шавка, выпей бордо и заткнись».

Но если украинский товаропроизводитель пожелает осчастливить ЕС своей продукцией, скажем, молочной, ему придется выдержать сложные конкурсные испытания. Нужно доказать, что молоко проверяется, что его не берут у частного сектора (который на сегодняшний день – базовый источник сырья для мясомолпрома, — автор), а только у фермеров и официальных ферм. Каждый молзавод, пытающийся сунуться в Европу, должен быть проинспектирован европейскими ревизорами. А так как у нас с ЕС очень сильно отличаются технические регламенты, можно с высокой степенью уверенности сказать: украинские молокозаводы в своей массе не пройдут проверку качеством.

Но даже если какое-то предприятие все же докажет, что оно соответствует нормам Евросоюза, ему уготован еще один барьер: его партнеры в ЕС обязаны получить специальные лицензии на ввоз украинской продукции. Часть лицензий будет ограничена количественно. То есть вводятся квоты на льготные поставки, и те конкретные производители, которые не уложатся в европейскую квоту, также выбывают из игры.

Аналитики рейтингового агентства Fitch на днях написали в очередном докладе, что они не ожидают значительного непосредственного влияния на объемы экспорта продукции АПК, тем более что ЕС в значительной степени самодостаточен в пшенице

Нет, им никто не запрещает выходить на европейский рынок. Выправив нужные бумаги, можно это делать, но… под общим режимом импорта. И платить таможенные пошлины по прежним условиям. Вокруг этого обязательно будут «терки» и конфликты экспортеров. Особенно на рынке курятины, яиц, молочной продукции, овощей. Короче говоря, там, где производителей много, а мест в квоте мало.

По мнению экспертов «АПК-Информ», квотой, выделенной в рамках соглашения о беспошлинном режиме торговли, из всех предприятий плодоовощного сектора, прежде всего, смогут воспользоваться производители… яблочного концентрата. Именно эта категория производителей на сегодняшний день имеет самый большой опыт работы с европейскими потребителями.

По данным экспертов, украинские переработчики смогут экспортировать в беспошлинном режиме на рынок ЕС до 10 тыс. тонн концентрата, при этом в последующие 5 лет квота может быть увеличена до 20 тыс. тонн. Правда, и этого маловато, учитывая, что в прошлом сезоне в ЕС было экспортировано 67 тыс. тонн украинского концентрата. А значит налоговые льготы получит только 1/6 всех экспортеров тертых яблок и проч.

Кроме того, шансы «пожировать» на льготах имеют лишь поставщики зерновых (им не надо париться, а нужно лишь доказать, что в их товаре нет всяких там жучков-паучков). Но они и так работали на рынок ЕС в полную силу. Однако это ограниченный спектр компаний. Остальные были ориентированы на экспорт на Ближний Восток и страны Азии. И вряд ли они пересмотрят свои привычки ради нас.

Аналитики рейтингового агентства Fitch на днях написали в очередном докладе, что они не ожидают значительного непосредственного влияния на объемы экспорта продукции АПК, тем более что ЕС в значительной степени самодостаточен в пшенице. «Большие возможности могут появиться по кукурузе или ячменю в Южной/Восточной Европе, которую легче обеспечивать из Украины», – говорится в анализе Fitch.

Поэтому, по их мнению, главная выгода будет у компаний, уже экспортирующих продукцию в ЕС: на отмене пошлин они смогут получить дополнительные доходы и выгодную операционную маржу (если сохранят свои цены). "Вместе с тем в ближайшей перспективе какая-либо выгода (от снижения пошлин) будет ограничена и омрачена риском и неопределенностью, созданными политической и экономической ситуацией на Украине", – говорится в сообщении Fitch.

В целом, по подсчетам Украинской аграрной конфедерации, только 7% украинских производителей АПК и пищепрома имеют международные сертификаты качества ISO и HACСP. У 15% пищевиков есть лишь один из этих документов. Как замечает глава конфедерации Леонид Козаченко, которого недавно предложили в вице-премьеры, для сертификации предприятий украинского пищепрома необходимо 7 млрд. евро. Эти деньги компании должны изыскать из собственных ресурсов.

По этому поводу аграрии шутят, что есть сферы, где места в квотах пустуют. Скажем, ЕС формально готов брать без пошлин украинские мобильные телефоны. Но… их просто не существует. Высокотехнологическая сфера – не наш конек.

В общем, с этими 500 млн. евро, как в анекдоте про девушку, которая нашла рубль на улице. «Думала – подарок. Но стоило мне нагнуться, понимаю: отрабатывать буду…». Так и тут – отработать за льготы придется по полной. В том числе аналогичным шагом по отношению к европейским товарам. И уж тут, будете уверены, европейцы церемониться не станут, и вытеснят наших же производителей из насиженных ниш. В итоге, радость от льгот может обернуться глубоким разочарованием. Как в еще одном анекдоте-пословице: шел за шерстью, вернулся сам остриженный.

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам