Минфин представляет-2: сезон охоты на «золотого теленка»

Затейник Минфин продолжает фонтанировать новыми идеями. После того как МВФ и Всемирный банк зарубили его инициативу заменить налог на прибыль налогом на выведенный капитал, он предложил «развлечение» для бедных – искать ошибки в кассовых чеках и получать за это «кэшбэк» – возмещение стоимости покупки и геморрой для богатых – обязательное декларирование имущества и доходов. Правда, коснется это только легальных миллионеров. Как достать «наследников Корейко» или реально налогообложить олигархов, Минфин еще не придумал…

Новая затея, судя по всему, пришла на смену предыдущей, так и не реализованной: “нулевая декларация” для всего населения вкупе с очередной несостоявшейся “налоговой амнистией” была признана нереализуемым проектом из области фантастики.

Напомню, что еще в прошлом году активно муссировалась тема, что каждый совершеннолетний гражданин должен по итогам года подавать декларацию в электронном виде о своих доходах и расходах. А достоверность его декларации должны проверять органы налогового контроля с использованием непрямых методов.

Потом авторы поняли, что проконтролировать всех бабушек страны, “грачей”, “халтурщиков”, подпольных парикмахеров и матерей-одиночек невозможно. И попытались привязать обязательность декларирования к единоразовым расходам свыше 50 тыс. грн. Но и эта формула была признана в значительной степени бессмысленной. Поэтому закон о всеобщем декларировании так и не вступил в силу в нынешнем 2018 году. И массовую подачу деклараций отложили на неопределенный период.

Однако желание заставить гражданина объяснить, где он взял деньги на покупку дорогих товаров, и штрафование его (в случае неубедительного ответа) за уклонение от уплаты налогов в размере 10% от утаенной суммы плюс 19,5% (18% подоходный и 1,5% военный налоги) у чиновников осталось.

Подозреваю, что корни этого – в глубокой обиде на соотечественников, которые продолжают скрывать свое имущественное положение, тогда как каждый мелкий государственный клерк обязан выкладывать в Интернет информацию о том, сколько у него наличных и какими бытовыми богатствами он обладает.

Поскольку отыграться на населении в целом чиновники не могут технически, они обратили свою скрытую классовую ненависть на “братьев по материальному счастью”: физических лиц со значительными доходами.

Министерство финансов Украины предложило обязать состоятельных украинцев ежегодно подавать декларации об имущественном состоянии и доходах. К состоятельным предлагается отнести граждан по одному из трех критериев: конечный бенефициарный владелец крупного налогоплательщика; общий налогооблагаемый доход за предыдущий год в 50 млн. грн.; прямое или косвенное владение 10% и более юрлица-нерезидента, задекларировавшего доход за предыдущий год 10 млн. евро и более. Несвоевременную подачу налоговой декларации Минфин предлагает карать штрафом в 10% от суммы начисленного налога на доходы физлиц.

"Ориентировочное количество физлиц – налогоплательщиков во время проведения декларационной кампании составит 1200 человек", – говорится в пояснительной записке к законопроекту "Про внесення змін до Податкового кодексу України та деяких законодавчих актів щодо критеріїв визначення осіб з високими статками", который был вывешен на сайте Минфина 12 апреля 2018 года.

С первого взгляда на эту “новацию” у меня возникло устойчивое чувство дежавю. Не было сомнений, что где-то я это уже видела, причем относительно недавно. И точно – “новая” инициатива Министерства финансов оказалась не такой уж новой. Аналогичный (а может быть, и точно такой же по содержанию) законопроект уже “болтался” на сайте Минфина в начале этого года. Только тогда он не был замечен. Возможно, ввиду новогодних каникул и лыжного сезона.

Поэтому Минфин решил организовать премьеру “дубль два” и еще раз презентовать тот же самый “продукт”. Чтобы обратить на него внимание, началась широкая разъяснительная кампания: дескать, есть у нас люди, которые получают сверхдоходы и при этом не платят налоги. И это вовсе не антикоррупционные общественные активисты, для которых Запад (их генеральный спонсор) пролоббировал отмену е-декларирования.

Это наши местные миллионеры: на конец марта 2018 года доходы в сумме свыше 1 млн. грн. задекларировал 1061 граждан, что на 50% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причем по результатам прошлогодней декларационной кампании (за 2016 год) было доначислено 225,2 млн. грн. налога на доходы физлиц и 26,6 млн. грн. военного сбора.

Кто те несчастные, кто был так серьезно наказан? Есть ли среди них имена из рейтинга Forbes? Или это локальные богачи, торгующие стратегическим экспортным товаром Украины – орехами, медом и семечками? “Кулаки”, пожалевшие денег на опытного бухгалтера? Почему-то мне кажется, что именно на эту аудиторию Минфин расставляет свои сети.

Но штатные спикеры реформ выводят затею Минфина на глобальный уровень: дескать, это элемент всемирной борьбы с выводом капиталов в оффшорные зоны. И цель – наши славные олигархи: их оффшоры и банковские ячейки. Как заявляет, например, эксперт «Реанимационного пакета реформ» Илья Несходовский, идея Минфина – в логике процесса деоффшоризации.

«Это делается для того, чтобы мы имели возможность присоединиться к определенному плану BEPS (“Версии” подробно писали об этом плане, – автор) и обмениваться информацией о сверхдоходах, которые получают за рубежом наши граждане. Таким образом, Украина имеет шанс усилить контроль за движением капитала граждан”, – пояснил Несходовский.

“Мы имеем право знать и понимать, что получают эти доходы не за счет обычных граждан. Спецдекларация необходима, во-первых, для наполнения бюджета, а во-вторых, это обязательство Украины, чтобы потом осуществлять обмен налоговой информацией с другими странами, которые присоединились к плану по борьбе с оффшорными схемами вывода капиталов за границу”, – резюмировал он.

Что хочет знать Минфин и ГФС о богатых украинцах? Сколько денег они хранят в сейфах? Есть ли у них собственные авиакомпании? Сколько они отдают туристическим агентствам за эксклюзивные путешествия? Ну, узнает, а что дальше? Вопрос: откуда деньги, который логичен для чиновников с фиксированной зарплатой, к капиталистам не применим. Тем более, если они уже поделились с государством информацией о своих крупных доходах.

Именно поэтому требование к легательным миллионерами “показать и рассказать все” выглядит несправедливым по отношению к их подпольным сотоварищам. Минфину следовало бы объявить охоту именно на них — многочисленных наследников Александра Ивановича Корейко из “Золотого теленка”. Но такие сыскные мероприятия Минфину не по зубам, да и не по статусу. Заниматься этим должны компетентные органы, прежде всего, фискальные. Они и занимаются. Правда, с весьма низким КПД.

Что же касается легальных миллионеров, то было бы целесообразнее подумать о более разумном налогообложении их прибыли. Несправедливо, что простой трудяга, получающий минимальную зарплату, платит с нее подоходный налог 18%. В то время, как собственники бизнеса зарплат не получают. Их основной доход – дивиденды, проценты от ценных бумаг и депозитов, и налоги на эти доходы облагаются, как правило, по щадящей ставке 5%.

Но это предложение может категорически не понравиться тем серьезным людям, которые составляют основной “кадровый состав” украинской олигархократии. Поэтому охота объявляется, на “золотых телят” – богатых, но наивных. Настоящим “матерым” олигархам можно не беспокоиться…

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам